Владимир Британишский - В больнице Всех Скорбящих
В больнице Всех Скорбящих
кончается Федотов,
пленительный рассказчик
печальных анекдотов.
Лишившийся рассудка,
он чертит, умирая,
себя — в углу рисунка,
а в центре — Николая.
Царь — центр, и на бумаге
другим фигуркам тесно…
Федотову, бедняге,
нет в Петербурге места.
На чердаке ль под крышей,
под лестницей в чулане,
он — как чужой, как пришлый…
Чего не сочиняли:
мол, петербургский Хогарт,
мол, чуть ли не голландец…
И лишь в одно не могут
поверить: в гениальность.
Мол, эта вот манера -
от Стена и Теньера,
а этот выпивоха -
из Питера де Хоха.
Из Питера, вы правы,
из питерского люда.
И офицер тот бравый -
из Питера, отсюда.
Купцы, кухарки, няньки
в десятках эпизодов.
Шарманщик с обезьянкой
и гробовщик Изотов.
И этот грустный снимок
озябших и продрогших
(ведь петербургский климат -
отнюдь не из хороших!).
Чиновник и сенатор.
Извозчик и квартальный…
А подсмотрел их автор
чуть-чуть сентиментальный.
Чуть-чуть сентиментальный
и потому — детальный.
Детали каждой сцены,
вплоть до любой булавки,
сверкают, драгоценны,
как в антикварной лавке.
В его миниатюрном,
чуть иллюзорном мире
любовь, лиризм и юмор
всю низость озарили.
Действительность — бредова,
ей Босха бы иль Гойю.
А он — влюблен в Брюллова.
Он с гоголевской болью
глядит на грязь и мерзость,
на язвы, но — художник,
а не хирург, и резать
ножом он их не может.
Действительность- гротескна,
уродлива, ужасна.
И громкий крик протеста
вот-вот уже раздастся.
А царь — умрет от яда…
Но не спеши, не надо
предвосхищать событий…
Пока что, в бездне ада,
Федотов гаснет светлый.
И крик его — предсмертный,
поприщинский: «Спасите!»