Сергей Михалков - Заячье горе

Жил среди других зайцев один Заяц. Многие зайчихи на него заглядывались: быстрее его никто в поле не бегал! Вот кажется, жить бы ему да радоваться, но не тут-то было.

Заяц мучительно завидовал Черепахе. Вот как она живет! Вот живет! — думал Заяц. Собственную норку на спине носит! Втянула голову и ноги — и уже дома. Да еще какая нора! Крепкая как камень и с красивым узорчиком. Эх, повезло же глупой Черепахе!

И всюду вокруг Заяц поносил Черепаху, всюду ее ругал, рассказывал про нее небылицы, смеялся над ней. От зависти даже расхворался.
— Что с тобой? — спросила Зайца Белочка. С чего чахнешь?
— Из-за проклятой Черепахи, — ответил Заяц. Просто видеть ее не могу, до чего она меня раздражает! Какую нору на спине носит! С узорчиком…

А Черепаха больше, чем кому-либо, завидовала Зайцу, который умел так быстро бегать.



Анализ басни «Заячье горе» Михалкова


Басня «Заячье горе» Сергея Владимировича Михалкова – психологическая зарисовка из мира людей на примере мира животных.

Басня написана не позднее 1965 года. В эту пору ее автору исполнилось 52 года, он признан как классик детской литературы, возглавляет писательские организации разного уровня, пишет сценарии к кинофильмам и мультфильмам, основал киножурнал «Фитиль». По жанру – басня в прозе. Зачин и сказочный, и банальный одновременно. Главный герой и бегун знатный, и привлекательный кавалер. Ни одна лиса за ним не угонится. Все вокруг его считают счастливчиком, но в сердце Зайца уже разверзлась бездна черной зависти… к Черепахе. Ей не нужны прыткие лапы и чуткий нос, достаточно лишь втянуть голову – и она уже дома. Как несправедлива судьба! Как известно, сам он постоянной норы не имеет, ночлег его под каждым кустиком или в чужой брошенной норе. А тут – дом с капитальными стенами, да еще украшенный прихотливыми узорами. И достался такому глупому флегматичному существу. Собственно, зачем вообще нужны на свете черепахи? Заяц от всей души презирал их образ жизни и характер, страстно мечтал, чтобы какой-нибудь сбежавший из зоопарка ягуар растерзал негодницу. По слухам, он это умеет. Тогда ее можно будет и пожалеть. Или чтобы она объелась ядовитых трав. С подобными фантазиями он приставал к обитателям леса, постоянно сплетничал о личной жизни Черепахи, комментировал ее походку, передразнивал голос. Он по секрету сообщал, что она замешана в каких-то темных делишках и вообще не та, за кого себя выдает. Однажды к изнемогающему Зайцу пришла Белочка. Нет, это не было дурным знаком, ведь она состояла с ним в давнем приятельстве. И, как принято между друзьями, навестила хворого косого. Вид у него был осунувшийся, глаза красные. Она сразу догадалась, что болезнь душевная, а не физическая. «С чего чахнешь?» С ней герой лукавить не стал и рассказал о своей заветной мечте – панцире на спине. К такому Белочку жизнь явно не готовила. Ее ответ поэт даже не берется воспроизвести. Своеобразной моралью басни служит заключительная строчка, из которой выясняется, что и Черепаха была не без греха. Оказывается, ее прельщали крепкие заячьи лапы, его независимость, искушенность в путешествиях. Впрочем, она по складу была скорее философом, потому и завидовала умеренно, довольствуясь, как говорится, синицей в руках (то бишь, панцирем «с узорчиком»). Экспрессивная оценочная лексика, динамизм, диалоги, внутренний монолог, просторечные приставочные глаголы (расхворался), сравнение (как камень), восклицания, эпитеты (проклятой, красивым), уменьшительные суффиксы в словах, повторы.

«Заячье горе» С. Михалкова повествует о разрушительной силе зависти, о вечном несовпадении желаемого и действительности.

Нет комментариев. Ваш текст будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.